26.03.2020
В бюджетных комплектациях большинства седанов или кроссоверов автопроизводитель предлагает выбор между классической гидромеханической коробкой передач (АКПП) или бесступенчатым вариатором (CVT). Несмотря на распространенное мнение, различия АКПП и вариатора колоссальные, как в строение, так и в обслуживании.
Как работает АКПП и CVT: конструктивные отличия
Принцип работы гидромеханического автомата заключает в передаче крутящего момента с двигателя на планетарный ряд трансмиссии через гидротрансформатор посредством давления трансмиссионной жидкости, принцип вариатора – через плавное изменение передаточного числа через 2 конусообразных маховика, находящихся с двигателем в постоянном зацеплении. В первом случае в роли сцепления АКПП выступает гидротрансформатор, состоящий из турбинного и реакторного колеса, во втором – трансмиссия напрямую соединена с двигателем и сцепления, работающего при изменении передаточного числа, не имеет.
Именно данная особенность в конструкции вариатора накладывает ряд определенных особенностей, в частности:
-
Стоимость обслуживания – для стабильной работы CVT трансмиссионное масло рекомендуется менять гораздо чаще, примерно каждые 40 000 км пробега. При этом трансмиссионная жидкость и фильтра для CVT стоят дороже аналогичных расходников для АКПП. При игнорировании своевременным ТО и ремонтом неисправный вариатор может привести к необходимости в замене всей трансмиссии и силового агрегата.
-
Запас прочности – среднестатистический ресурс эксплуатации CVT не превышает 150 000 км пробега. При этом бесступенчатая трансмиссии более предвзята к качеству ТО и стилю эксплуатации.
-
Эксплуатационные нагрузки – CVT может устанавливаться только на маломощные двигатели с крутящим моментом меньше 300 Н*м. В случае резких стартов или при пробуксовках вариатор более подвержен износу, чем АКПП.
Ремень CVT находится в постоянном зацеплении с маховиками трансмиссии, что при резком ускорении или снижении коэффициента сцепления автомобиля с дорожным покрытием способствует образованию микропроскальзываний, приводящих к повреждениям внешнего слоя маховиков и самого ремня. Это в свою очередь увеличивает количество фрикционной пыли внутри трансмиссии и загрязняет масло, что ускоряет износ всей коробки.
Почему не стоит брать авто на вариаторе?
На практике стоимость ремонта гидромеханической АКПП и вариатора примерно схожа, однако авто с CVT требует более щадящих условий эксплуатации и строгого соблюдения регламента обслуживания. В противном случае ресурс эксплуатации CVT резко снижается – при использовании не сертифицированных масел, а также при агрессивном стиле вождения или неправильном обслуживании вариатор может прийти в негодность уже при 70-80 000 км пробега.
Для автопроизводителей изготовление вариаторной трансмиссии обходится значительно дешевле, чем производство гидромеханической АКПП – именно поэтому большинство бюджетников на рынке в начальных комплектациях поступают в продажу на базе CVT. Для конечного потребителя приобретение автомобиля с коробкой-вариатор приносит больше недостатков, чем преимуществ – вариант с классическим 4- или 6-ступенчатым гидротрансформатором намного выгоднее.
Важно знать! Отдельное внимание к бесступенчатой трансмиссии требуется уделить в случае приобретения автомобиля на вторичном рынке. Приобретая авто с CVT и пробегом в районе 80-180 000 км пробега в стоимость ТО требуется вложить сумму на возможный ремонт вариатора.