03.01.2020
Блокировка гидротрансформатора представляет собой один из способов увеличения КПД и топливной экономичности гидромеханических коробок передач. В этой статье вы узнайте как работает блокировка ГТР на современных АКПП и каковы типовые неисправности данного агрегата.
Как работает блокировка гидротрансформатора?
Наличие гидротрансформатора в устройстве коробок-автомат существенно снижает КПД трансмиссии – крутящий момент двигателя передается на планетарный ряд передач через ГТР, что рассеивает энергию двигателя и снижает динамику транспортного средства. Снижение мощности двигателя происходит в связи с необходимостью раскрутки насосного и турбинного колес гидротрансформатора трансмиссионной жидкостью – механическое сцепление в данном случае является более продуктивным.
С целью стабилизировать КПД в гидротрансформатор устанавливают реактор – фрикционный статор с агрессивной крыльчаткой лопастей, которая усиливает давление трансмиссионной жидкости, восстанавливая часть утраченного крутящего момента во время передачи энергии с маховика двигателя на планетарный механизм. Дополнительное усиление и разгон лопастей насосного и турбинного колес приводит к увеличению температуры трансмиссионного масла, в результате чего АКПП нагревается, а часть полезной энергии двигателя тратится на нагрев.
Включение блокировки ГТР позволяет передавать крутящий момент от двигателя напрямую на планетарный ряд передач. Принцип блокировки гидротрансформатора заключается в синхронизации вращения входного и выходного вала коробки передач – при включенной блокировки передач, момент, грубо говоря, передается механически, и не задействует гидравлику ГТР. Блокировка ГТР включается только на прямой или повышенной передаче и позволяет снизить температуру трансмиссионной жидкости и увеличить топливную экономичность трансмиссии путем предотвращения потерь крутящего момента.
Это интересно! Практически во всех современных коробках-автомат число передач трансмиссии превышает количество передач МКПП – увеличение ряда передач, равно как и внедрение блокировки ГТР, представляет собой способ увеличения динамики автомобиля. Большее количество передач позволяет выровнять планку момента и сделать ход самих передач короче, что ускоряет время в момент переключения и не требует предварительного длительного разгона автомобиля.
Признаки неисправности блокировки ГТР: как диагностировать?
Выход из строя блокировки гидротрансформатора приводит к ускоренному износу всех элементов АКПП: от самого ГТР до пакета фрикционов и соленоидов гидроблока. Типовыми признаками неисправности блокировки ГТР являются:
-
Рывки при переключении на повышенную передачу – при выработке фрикционных накладок блокировки ГТР переключение может сопровождаться сильными ударами.
-
Увеличение расхода топлива в трассовом режиме – отсутствие перехода на повышающую или прямую передачу приводит к рассеванию момента на разгон трансмиссионной жидкости внутри гидротрансформатора, что и является следствием увеличения расхода топлива.
-
Перегрев трансмиссии при движении на крайней передаче – при неработающей блокировки, момент на трансмиссию передается с задействованием всей гидравлики ГТР, что приводит к увеличению температуры трансмиссионной жидкости и снижению эффективности системы охлаждения АКПП.
Обратите внимание! Наиболее уязвимым узлом в устройстве ГТР с блокировкой являются фрикционные накладки, которые постепенно изнашиваются по мере эксплуатации. Среднестатистический ресурс накладок блокировки ГТР при условии своевременного ТО составляет 150 000 км пробега, после чего необходима плановая замена.