30.01.2020
Вариатор представляет собой бесступенчатый тип трансмиссии для легкового транспорта, функциональная особенность которой заключается в плавном изменении передаточного числа. Альтернативное название вариатора – CVT или Continuously Variable Transmission, что переводится как постоянно изменяющаяся трансмиссия.
Принцип работы вариатора: как работает бесступенчатая трансмиссия?
На данный момент автопроизводители выпускают 2 типа CVT – клиноременный вариатор и клиноцепной. Принцип действия бесступенчатого вариатора заключается в наличии одной или нескольких ременных передач, где за счет сближения или отдаления конических дисков удается изменять передаточное число ведущего и ведомого шкива. Конструкция бесступенчатой коробки передач включает в себя:
-
Систему управления – комплекс функциональных элементов, обеспечивающих возможность изменения передаточного числа;
-
Вариаторную передачу – непосредственно сам вариатор, обеспечивающий рост крутящего момента;
-
Механизм заднего хода – элемент в конструкции вариатора, обеспечивающий частичный реверс вариаторной передачи;
-
Механизм сцепления – система, которая обеспечивает разъединение CVT от двигателя при переключении на нейтраль.
Специфическая форма клина в приводном ремне или цепи вариатора позволяет увеличить зацепление между шкивами, в результате чего уменьшается риск проскальзывания. При этом на вариаторах может устанавливаться как обычное сцепление, так и модель гидротрансформатора или автоматическая центробежная система.
Важно знать! При выключении нейтрали ремень и шкивы вариатора постоянно будут находиться в движении. Именно поэтому бесступенчатым коробкам противопоказан агрессивный стиль эксплуатации или динамические торможение и ускорение. Спортивный тип езды увеличивает микропроскальзывания вариатора, что в свою очередь снижает ресурс его эксплуатации.
Плюсы и минусы вариатора: стоит ли покапать авто с CVT?
Принцип работы бесступенчатого вариатора значительным образом отличается от других моделей АКПП, в связи с чем выплывают некоторые особенности эксплуатации. Среди недостатков вариатора CVT можно выделить:
-
Требовательность к обслуживанию – постоянное зацепление ремня или цепи со шкивами приводит к истираю всех механизмов CVT. Пренебрежение своевременной заменой рабочей жидкости (масла для вариатора) приводит к увеличению продуктов износа в системе, что повышает износ трансмиссии;
-
Невыносимость агрессивной эксплуатации – вариаторы не выносят динамическое вождение. Резкое ускорение или бездорожье способны за считанные часы убить даже свежую систему. Если вы любитель иногда притопить педаль акселератора, то бесступенчатая CVT не для вас;
-
Невозможность установки на тяжелые авто – как правило, CVT устанавливаются только на легковые авто с мощностью до 250 лошадиных сил. Тем не менее даже перегруз легкового автомобиля также может привести к ускоренной выработки шкивов – тягать на авто с CVT большой груз крайне не рекомендуется.
Из преимуществ бесступенчатой вариаторной трансмиссии можно выделить следующие нюансы:
-
Топливная экономичность – вариатор будет немного экономичней робота или гидромеханики. К тому же при равном потреблении топлива исправный вариатор выдает больше мощности, нежели механическая коробка;
-
Бюджетность обслуживания – уход и обслуживание CVT обойдется немного дешевле других типов автоматических трансмиссий. Однако этот факт справедлив только при условии эксплуатации вариатора в щадящем режиме.
Высокая популярность CVT на рынке обусловлена только экономией при производстве данной трансмиссии среди автопроизводителей – изготовить вариатор проще, чем гидромеханику. Сами же владельцы авто колоссальных преимуществ от приобретения вариатора не приобретают. Напротив, частичное пренебрежение обслуживанием или недостаточное качество дорожного покрытия в нашей стране только приводят к появлению дополнительных проблем с CVT.