Устройство и принцип работы обгонной муфты

03.04.2020
Устройство и принцип работы обгонной муфты

Обгонная муфта или же муфта свободного хода необходима для односторонней передачи момента с одного узла на другой с возможностью блокировки в случае резкого увеличения скорости вращения ведомого звена относительно ведущего. В сегодняшней статье разберем конструктивные особенности и принцип работы данного элемента.

Муфта свободного хода: как это работает?

Конструкционно различают 2 вида муфты – с храповым механизмом или роликового типа. Типовое устройство данного узла следующее:

  • Внешняя обойма – первая полумуфта, имеющая во внутренней части пазы для зацепления. Как правило, является ведомым звеном.

  • Внутренняя обойма – вторая полумуфта, которая жестко зафиксирована с ведущим валом трансмиссии.

  • Фрикционные пружины – необходимы для выталкивания роликов или зацепления храпового механизма, что и обеспечивает блокировку муфты. Пружины устанавливаются на внешнюю обойму муфты.

  • Ролики – исполнительные механизмы, позволяющие передать момент через муфту при ее заклинивании посредством силы трения.

Принцип работы механизма заключается в передаче момента через исполнительные ролики после блокировки механизма. При начале движения ведущий вал начинает вращать жестко подключенную обойму внутри муфты – сила момента прижимает ролики к ведомой обойме через фрикционные пружины, что и приводит к плотному зацеплению и блокировки узла.

В заблокированном состоянии муфта вращается по направлению часовой стрелки и способна свободно передавать крутящий момент на привод транспортного средства, при начале движения полумуфты против часовой стрелки – узел трансмиссии разъединяется, и вторая полумуфта начинает прокручиваться без передачи момента.

Подобное инженерное решение позволяет передавать момент только в одну сторону, а также защищает трансмиссию от преждевременного износа в случае начала вращения ведомого вала с большей скоростью, чем ведомый.

Виды, классификация и назначение: коротко о главном

Различие между муфтами роликового типа и с храповым механизмом заключается только в механизме зацепления внешней и внутренней полумуфт. В муфте храпового типа во внешней обойме вместо зацепных пазов находятся зубья с упором на одну сторону – с помощью фрикционных пружины обе полумуфты входят в зацепление друг с другом за счет зубьев, что и обеспечивает блокировку узла.

Конструктивное предназначение и преимущества использования в трансмиссии обоих типов муфт схожи – среди плюсов муфтового соединения ярко выделяются:

  • Простота устройства и неприхотливость в обслуживании.

  • Упрощение конструкции узла трансмиссии.

  • Автономная работа агрегата и отсутствие в необходимости использования приводов управления.

При этом каждый вид муфты имеет собственный ряд недостатков. К основным минусам муфты роликового типа относят:

  • Большие трудозатраты при производстве.

  • Требовательность к соосности полумуфт при установке.

  • Отсутствие возможности регулировки.

Среди минусов агрегата с храповым механизмом принято выделять:

  • Ускоренный износ и большую нагрузку на деталь при зацеплении.

  • Повышенный уровень шума при работе.

  • Невозможность установки на высокооборотные элементы трансмиссии.

Муфта свободного хода считается конструктивной составляющей гидротрансформатора классической гидромеханической коробки передач, однако также используется в конструкции генератора и стартера автомобиля в качестве защитного механизма, ограничивающего крутящий момент и обратные колебания.

Менеджер
Александр Никифоров
Мастер по АКПП
8 (495) 125-45-97
Консультация специалиста
Наш менеджер перезвонит вам в течении 5 минут
Менеджер
Александр Никифоров
Мастер по АКПП
8 (495) 125-45-97
Записаться на сервис
Наш специалист свяжется с вами в течении 5 минут
Менеджер
Александр Никифоров
Мастер по АКПП
8 (495) 125-45-97
Заказать расчет
Бесплатный расчет сметы в течении одного дня