03.04.2020
Обгонная муфта или же муфта свободного хода необходима для односторонней передачи момента с одного узла на другой с возможностью блокировки в случае резкого увеличения скорости вращения ведомого звена относительно ведущего. В сегодняшней статье разберем конструктивные особенности и принцип работы данного элемента.
Муфта свободного хода: как это работает?
Конструкционно различают 2 вида муфты – с храповым механизмом или роликового типа. Типовое устройство данного узла следующее:
-
Внешняя обойма – первая полумуфта, имеющая во внутренней части пазы для зацепления. Как правило, является ведомым звеном.
-
Внутренняя обойма – вторая полумуфта, которая жестко зафиксирована с ведущим валом трансмиссии.
-
Фрикционные пружины – необходимы для выталкивания роликов или зацепления храпового механизма, что и обеспечивает блокировку муфты. Пружины устанавливаются на внешнюю обойму муфты.
-
Ролики – исполнительные механизмы, позволяющие передать момент через муфту при ее заклинивании посредством силы трения.
Принцип работы механизма заключается в передаче момента через исполнительные ролики после блокировки механизма. При начале движения ведущий вал начинает вращать жестко подключенную обойму внутри муфты – сила момента прижимает ролики к ведомой обойме через фрикционные пружины, что и приводит к плотному зацеплению и блокировки узла.
В заблокированном состоянии муфта вращается по направлению часовой стрелки и способна свободно передавать крутящий момент на привод транспортного средства, при начале движения полумуфты против часовой стрелки – узел трансмиссии разъединяется, и вторая полумуфта начинает прокручиваться без передачи момента.
Подобное инженерное решение позволяет передавать момент только в одну сторону, а также защищает трансмиссию от преждевременного износа в случае начала вращения ведомого вала с большей скоростью, чем ведомый.
Виды, классификация и назначение: коротко о главном
Различие между муфтами роликового типа и с храповым механизмом заключается только в механизме зацепления внешней и внутренней полумуфт. В муфте храпового типа во внешней обойме вместо зацепных пазов находятся зубья с упором на одну сторону – с помощью фрикционных пружины обе полумуфты входят в зацепление друг с другом за счет зубьев, что и обеспечивает блокировку узла.
Конструктивное предназначение и преимущества использования в трансмиссии обоих типов муфт схожи – среди плюсов муфтового соединения ярко выделяются:
-
Простота устройства и неприхотливость в обслуживании.
-
Упрощение конструкции узла трансмиссии.
-
Автономная работа агрегата и отсутствие в необходимости использования приводов управления.
При этом каждый вид муфты имеет собственный ряд недостатков. К основным минусам муфты роликового типа относят:
-
Большие трудозатраты при производстве.
-
Требовательность к соосности полумуфт при установке.
-
Отсутствие возможности регулировки.
Среди минусов агрегата с храповым механизмом принято выделять:
-
Ускоренный износ и большую нагрузку на деталь при зацеплении.
-
Повышенный уровень шума при работе.
-
Невозможность установки на высокооборотные элементы трансмиссии.
Муфта свободного хода считается конструктивной составляющей гидротрансформатора классической гидромеханической коробки передач, однако также используется в конструкции генератора и стартера автомобиля в качестве защитного механизма, ограничивающего крутящий момент и обратные колебания.