28.02.2020
Пакет фрикционов АКПП – альтернатива сцепления на МКПП, обеспечивающий плавное зацепление шестерней внутри гидромеханической коробки передач. Ресурс прочности фрикционов достигает 300-350 000 км пробега при условии соблюдения регламента по эксплуатации – в противном случае ремонт и замена комплектующих потребуется на гораздо меньшем пробеге. Чтобы не допустить преждевременную выработку фрикционов АКПП важно знать их устройство и принцип действия – об этом в нашем новой статье.
Что такое фрикционы АКПП и как они работают?
Фрикционные диски представляют собой систему сцепления АКПП между всеми передачами. Принцип действия пакета фрикционов заключается в контролируемом сжатии и разжатии в момент переключения передач или режимов эксплуатации коробки за счет давления, обеспечиваемого движением трансмиссионного масла по гидравлическим магистралям.
Фрикционы прокладываются между каждой шестерней планетарного механизма АКПП, задействованной в процессе переключении передач. При необходимости заблокировать шестерню по сигналу ЭБУ фрикцион сжимается под давлением масла и стопорит деталь, при необходимости задействовать шестерню – фрикцион разжимается.
Конструктивно пакет фрикционных дисков коробки-автомат включает:
-
Металлические диски – необходимы для соединения нескольких механизмов внутри АКПП. Металлические диски обеспечивают отвод тепла от механизмов АКПП. Как правило, металлические фрикционы всегда неподвижны.
-
Мягкие диски с фрикционным напылением – диски, покрытые графитовыми или кевларовым слоем, обеспечивающим эффект мягкого скольжения механизмов АКПП в момент переключения. Мягкие фрикционы постоянно вращаются вместе с солнечными шестернями и обеспечивают плавное зацепление элементов коробки без потери или разрыва передачи крутящего момента.
Внутри АКПП фрикционы прокладываются пакетным образом: металлические и мягкие диски попеременно сменяются друг с другом. Например, в гидромеханической АКПП с 4 передачами конструкция предполагает наличие 2-3 комплекта фрикционов, в коробках с большим количеством передач фрикционов должно быть больше.
Обратите внимание! Конструктивно фрикционы могут быть одно- и двусторонними – второй вариант предполагает наличие фрикционного напыления по обе стороны диска. Кроме того, большинство современных моделей коробок-автомат стали оснащаться металлическими дисками, также имеющими тонкий слой графитового напыления. Данная модернизация позволила увеличить срок службы фрикционов, а также облегчить зацепление шестерней в момент переключения передач и отвод тепла от механизмов коробки.
Обслуживание пакета фрикционов АКПП: как это происходит?
Для стабильной работы фрикционных дисков коробки-автомат важно соблюдать регламент по техническому обслуживанию. Главными причинами выхода из строя фрикционов АКПП является загрязненное трансмиссионное масло и аккумуляция влаги или охлаждающей жидкости. В первом случае металлический абразив и повышенная температура приводят к ускоренному износу фрикционного напыления на поверхностях дисков, во втором случае – фрикционный слой накапливает в себе стороннюю жидкость, что приводит к появлению пробуксовок коробки или деформации самих дисков.
Предотвратить преждевременную выработку пакета фрикционов поможет своевременная замена системы фильтрации и трансмиссионной жидкости, а также резинотехнических изделий – сальников и уплотнительных прокладок по периметру коробки.