04.04.2020
Стабильность работы и ресурс эксплуатации любой автоматической коробки передач зависит от состояния трансмиссионной жидкости. В этой статье вы узнаете, как работает датчик температуры АКПП и чем опасен его выход из строя?
Как работает датчик температуры АКПП: коротко о важном
Трансмиссионная жидкость в гидромеханической или преселективной коробки передач выполняет исполнительную, охлаждающую и смазывающую функции. Именно масло в коробке, подаваемое под давлением через маслонасос в гидравлические магистрали позволяет передать крутящий момент с двигателя на гидротрансформатор и планетарный ряд передач, а также смазать и снизить рабочую температуру комплектующих АКПП.
Критическое увеличение температуры трансмиссионной жидкости негативно сказывается на состоянии всех узлов АКПП и ускоряет износ всего агрегата – датчик температуры АКПП позволяет своевременно отследить перегрев трансмиссии и предупредить водителя об наличии неисправности.
Датчик температуры АКПП состоит из термочувствительного элемента, по строению схожим с термостатом – при нагревании элемент расширяется, вследствие чего замыкается контакт электроцепи, передающий электронному блоку управления информацию о возможном перегреве трансмиссии. ЭБУ в свою очередь усиливает давление рабочей жидкости на охлаждающий контур, ведущий к радиатору охлаждения или при необходимости переводит коробку в режим аварийной эксплуатации.
В современных моделях АКПП переключение трансмиссии в аварийным режим позволяет полностью устранить риск повреждения комплектующих коробки из-за перегрева, а также максимально быстро снизить температуру рабочей жидкости. Тем не менее при загорании ошибки о перегреве АКПП рекомендуется прекратить движение на авто и принять профилактические меры.
Неисправный датчик температуры АКПП: почему выходит из строя и чем это чревато?
Датчик расположен в картере трансмиссии, где находится наибольший объем масла, что позволяет увеличить точность изменения температуры. Однако данные, передаваемые датчиком температуры на ЭБУ АКПП не всегда являются корректными – основными причинами неисправности данного узла трансмиссии считаются:
-
Критически низкий или завышенный уровень масла в АКПП.
-
Засоренный масляный фильтр.
-
Переизбыток фрикционной пыли в трансмиссионной жидкости.
-
Налипание сажи и нагара на термочувствительную поверхность датчика.
-
Обрыв электроцепи контрольного элемента.
Также причинами проблемной работы датчика температуры масла в АКПП может быть нестабильная работа ЭБУ, вызванная программной или физической неисправностью в блоке.
Помните! Нагрев трансмиссионной жидкости до температуры в 100 градусов уже считается перегревом, который может спровоцировать:
-
Изменение химического состава масла в АКПП.
-
Перегрев и ускоренный износ фрикционных пакетов.
-
Повреждение гидротрансформатора или планетарного ряда передач.
-
Выход из строя маслонасоса АКПП или разрыв гидравлических магистралей.
-
Перегрев и выход из строя электронного блока управления и контрольных датчиков.
-
Засорение соленоидов и гидроблока стружкой сгоревших фрикционов.
Ущерб, наносимый коробке передач, равно пропорционален времени эксплуатации трансмиссии в перегретом состоянии. Оперативная диагностика, а также проведение ремонта и внепланового ТО позволит устранить причины перегрева и продлить срок эксплуатации трансмиссии.